В рамках подведения итогов года IBC Real Estate провели исследование, чтобы оценить какова ситуация с замещением торговых брендов в ритейле на российском рынке после массового исхода международных игроков. По предварительным итогам 2023 года на российский рынок вышло 22 новых международных бренда. Большинство из них – 18, открылись в первом полугодии 2023 года и это на 64% больше, чем во второй половине года. Важно отметить, что в этом году, впервые с 2019 года, в динамике выхода международных брендов на российский рынок наблюдается рост. По сравнению с предыдущим годом, в 2023 их стало в 2 раза больше.
Текущий анализ показал, что в Москве и Санкт-Петербурге новые международные бренды заняли более 100 тыс. кв. м, при этом 98% торговых площадей было занято в торговых центрах, и только 2% – на торговых улицах. Из всего объема появившихся на рынке – 86% новых международных марок представлены в ТЦ Москвы, 50% – в Санкт-Петербурге, и только около четверти вышло в регионы.
Динамика выхода международных брендов
В Москве появилось 19 новых международных брендов, которые открыли 98 магазинов в 29 торговых центрах и заняли более 90 тыс. кв. м. В Санкт-Петербурге появилось 11 новых международных брендов, которые открыли 29 магазинов в 10 ТЦ и заняли более 15 тыс. кв. м.
В структуре новых брендов по профилю большинство (73%) реализуют fashion-продукцию. В Москве и Санкт-Петербурге они заняли 102,5 тыс. кв. м торговых площадей. Еще 3,5 тыс. кв. м пришлось на марки, специализирующиеся на товарах для дома.
В структуре по происхождению в 2023 году на российский рынок вышло 9 турецких брендов, 4 из ОАЭ и 3 из Республики Беларусь. Кроме того, магазины в России открыли новые бренды из Австралии, Германии, Италии, Кыргызстана, Финляндии и Эстонии. При том, что первое место по количеству вышедших марок принадлежит Турции, лидером по количеству открытых магазинов по всей России (243) и занятой площади в ТЦ Москвы и Санкт-Петербурга (более 90 тыс. кв. м) является ОАЭ.
Международные бренды, которые вышли на российский рынок в 2023 году
4 из 9 турецких брендов (Club, Mudo, NetWork, OXXO) принадлежат компании Fiba Retail Group – на ее долю пришлось 65,5% от общего количества турецких магазинов и более 60% занятых площадей.
4 бренда из ОАЭ (DUB, ECRU, MAAG, Vilet) пришли на замену знакомому покупателям испанскому ритейл-гиганту Inditex и расположились в тех же пространствах. В совокупности открылось более 240 магазинов по всей России. Только в ТЦ Москвы и Санкт-Петербурга эта четверка заняла более 90 тыс. кв. м.
Новые международные бренды выходят и на региональный рынок – 55% от всех открывшихся магазинов расположились именно в регионах России. В 35 городах России вышло 5 новых брендов – 4 из ОАЭ и 1 из Республики Беларусь. В большинстве городов (57%) появились все новые бренды из ОАЭ. В ТЦ Уфы свои магазины открыли все новые международные бренды.
“Несмотря на то, что за последние два года
часть привычных покупателю иностранных брендов покинула Россию, рынок продолжает привлекать арендаторов из дружественных стран. Рост в динамике выхода новых международных марок подтверждает тот факт, что рынок постепенно начинает оживать. Тщательный мониторинг ситуации в торговых центрах не только крупных городов, но и регионов позволяет нам делать выводы о заинтересованности ритейлеров из дружественных стран в освоении российского рынка.” – резюмирует Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate.