По данным Федеральной службы государственной статистики на ноябрь 2023 года в России зафиксирован рекордно низкий уровень безработицы – 2,9%. При этом и работодатели, и работники испытывают сегодня определенные сложности в решении вопроса трудоустройства – борьба за таланты охватывает все отрасли экономики. Помимо известных факторов, влияющих на решение кандидата о выборе работодателя, таких как уровень заработной платы, условия труда и социальный пакет, все большее значение для соискателя приобретают дополнительные социально-направленные блага.
В результате опроса 1 000 жителей Москвы аналитики IBC Real Estate выяснили, что для 83% офисных сотрудников место работы выступает одним из ключевых факторов при выборе работодателя, для 47% из них – это главный приоритет. Критерии выбора офиса для разных возрастных групп различны, однако самыми значимыми для всех респондентов оказались: для 23% – внутреннее наполнение офиса, для 22% – расположение и близость места работы к метро, для 20% – ближайшая инфраструктура.
Для поколения до 30 лет (46% опрошенных) ключевым фактором выступает ближайшая инфраструктура, далее следуют внутреннее наполнение офиса (18%) и комфорт (18%). Представители данной возрастной группы не выделяют в отдельную категорию «технологичность офиса», потому что в их представлении данный фактор присутствует по умолчанию. На вопрос «Чем бы вы хотели дополнить офис?» молодые сотрудники в большей степени отвечали: 27% – кофе-поинт и зоны для отдыха, 27% – современное техническое оборудование,18% – места приема пищи.
У сотрудников от 30 до 40 лет сформированы 3 ключевых и равнозначных приоритета –«классические» атрибуты качественного офиса: ближайшая инфраструктура (25%), внутреннее наполнение офиса (25%), расположение и близость к метро (22%). На вопрос «Чем бы вы хотели дополнить офис?» работники в большей степени отвечали: 28% – всего хватает, 14% – кофе-поинт и зоны для отдыха, 11% – возможность регулировать климат,11% – современное техническое оборудование.
В категории от 40 до 50 лет только для 14% имеет значение инфраструктура. В приоритете – расположение и близость к метро (24%), внутреннее наполнение офиса (22%), и технологичность здания (19%). Данное поколение является единственным, кто особое внимание уделяет технологичности здания и офиса в силу того, что есть с чем сравнить, поскольку такие сотрудники успели поработать в условиях, где качественная техника была скорее исключением, чем повсеместным явлением. В рамках ответа на вопрос «Чем бы вы хотели дополнить офис?» работники от 40 до 50 лет в большей степени отвечали: 19% – современное техническое оборудование, 16% – возможность регулировать климат, 14% – всего хватает, 8% – правильное освещение, 8% – удобная мебель.
Ответы респондентов 50+ лет стабильны и гармоничны. Ключевые предпочтения равномерно распределены между инфраструктурой, наполнением офиса и расположением – по 22% соответственно. В рамках ответа на вопрос «Чем бы вы хотели дополнить офис?» работники старше 50 лет в большей степени убеждены, что им всего хватает для работы – их доля составила 33%, среди иных критериев они также выделяли: 22% – современное техническое оборудование, 11% – часто не хватает «разных мелочей», 11% – возможность регулировать климат, 11% – наличие мест для приема пищи, 11% – наличие кофе-поинта и зоны для отдыха.
В ходе опроса у респондентов уточнялся профиль деятельности, в результате чего удалось выявить, что наиболее удовлетворены качеством своих офисов сотрудники из сфер IT, услуг, консалтинга, торговли, строительства, производства, издательств; средне удовлетворены служащие банковской сферы, фармы и образования; наименее удовлетворенная отрасль – страхование.
“На рынке офисной недвижимости
весь 2023 год фиксировался рекордный спрос, в частности на помещения с современной и стильной отделкой за выездом международных арендаторов – по итогам года объем спроса составил 2 млн кв. м, что на 81% превышает результат 2022 года. Такой показатель подтверждает факт возврата людей в офис с удаленки. Принимая решение о выборе офиса, арендатор закрывает не только проблему предоставления рабочего пространства своим сотрудникам, но и формирует бренд своей компании. Таким образом, сегодня офис выполняет бизнес-функции по привлечению новых сотрудников и увеличению производительности существующих,” – отмечает Екатерина Белова, член совета директоров, руководитель департамента офисной недвижимости IBC Real Estate.