IBC

Онлайн-торговля замедляет темпы

Рынок онлайн-ритейла в России продолжает свое стремительное развитие, однако темпы роста в 2025 году станут более умеренными

За последние годы, на которые пришлось активное развитие онлайн в России, потребители успели сформировать определенные паттерны поведения и выработать лояльность брендам (в том числе представленным только в онлайн), что позволяет им тратить меньше времени на поиск, сравнение и выбор. Такая тенденция характерна для наиболее развитых стран с высокой долей онлайн в обороте розничной торговли.

Аналитики IBC Real Estate прогнозируют, что в 2025 году объем онлайн-продаж увеличится год к году на 29% и достигнет 14,2 трлн руб. Рост по показателю количества заказов также продолжится и по итогам года может увеличиться на 40% – до 10,8 млрд шт.

При этом, по сравнению с динамикой прошлого года, аналитики IBC Real Estate отмечают постепенное снижение темпов роста показателей, которое по их мнению будет продолжаться и в последующие годы, ввиду накопленного за последние несколько лет эффекта высокой базы. Так по итогам 2024 года объем онлайн-продаж составил 11 трлн руб. (+39% г/г), а количество заказов за год выросло до 7,7 млн шт. (+48% г/г). Доля онлайн-ритейла от оборота розничной торговли (ОРТ) в 2024 году составила 20% (+4 п.п.). В перспективе ближайших лет доля онлайн от ОРТ продолжит возрастать, однако темпы будут постепенно замедляться в силу замедления динамики роста рынка онлайн-торговли в целом.

Ввиду того, что рост количества заказов опережал рост онлайн-продаж, средний чек показал снижение – на 7% до 1 430 руб. Опережающие темпы роста количества заказов обусловлены возрастающей рутинизацией онлайн-ритейла, при которой потребители заказывают чаще, но на меньшую сумму. В результате замедления темпов роста онлайн-продаж и количества заказов будет продолжать снижаться и средний чек, однако более медленными темпами – в первую очередь из-за роста цен.
При этом, несмотря на тенденцию по итогам 2024 года на снижение среднего чека в целом по рынку, по отдельным сегментам динамика различается. Так, в таких сегментах как продукты питания, бытовая техника и электроника средний чек, наоборот, увеличился на 10% и 24% соответственно, что обусловлено рядом причин, в т.ч. тем, что, к примеру, продукты питания – одна из наиболее быстро растущих в цене категорий. Кроме того, стратегия ритейлеров, нацеленных на оптимизацию затрат в условиях постоянного роста стоимости логистики, приводит к увеличению среднего чека за счет введения минимальной стоимости заказа и повышения необходимой для бесплатной доставки стоимости заказа. В случае бытовой техники и электроники увеличение среднего чека вызвано, во-первых, динамикой ключевых показателей – на фоне роста объема онлайн-продаж на 18% г/г (до 788 млрд руб.) количество заказов продемонстрировало снижение на 5%. Таким образом, ввиду опережающих темпов роста сегмента в деньгах, а также роста стоимости товаров вследствие введения в 2022 году ограничений на ввоз в Россию техники и электроники, роста курса валют и логистических затрат показатель среднего чека увеличивается.

“Онлайн-торговля в России 

продолжает свою экспансию. Несмотря на снижение темпов роста рынка, потенциал дальнейшего развития будет сохраняться продолжительное время. Интеграция онлайн в повседневные потребительские практики продолжается, что сказывается на ключевых показателях, демонстрирующих уверенный рост. Активное развитие складской инфраструктуры крупнейшими онлайн-операторами последние 3 года способствовало росту доли онлайн-продаж в обороте розничной торговли. Данная тенденция характерна не только для столичного региона, Санкт-Петербурга и крупнейших региональных хабов, но и для других городов России с населением менее 1 млн жителей.” –комментирует Евгений Бумагин, член совета директоров, руководитель департамента по работе со складскими и производственными помещениями IBC Real Estate.

Сегодня рынок онлайн-торговли характеризуется ростом конкуренции среди онлайн-операторов, наращиванием доли селлеров на платформах и борьбой за лояльность к бренду. Ритейлеры активно инвестируют в развитие собственных торговых марок (СТМ) и переходят на прямые закупки определенных категорий товаров, чтобы снизить зависимость от посредников, повысить маржинальность и укрепить свои позиции на фоне растущих требований потребителей к качеству и уникальности предложений.

Динамика онлайн-продаж, количества заказов и среднего чека,
трлн руб. | млрд шт. | руб. 

Драйверами рынка онлайн-ритейла остаются универсальные маркетплейсы и магазины, на которые по итогам 2024 года приходится 7,2 трлн руб. или 65% от общего объема онлайн-продаж и 6,3 млрд или 82% от общего количества заказов. Консолидация онлайн-рынка в России усиливается – по итогам 2024 года доля онлайн-продаж и доля количества заказов сегмента увеличивалась на 3 п.п. и 1 п.п. соответственно. Универсальные маркетплейсы закрывают большой спектр потребностей покупателей за счет широкой ассортиментной матрицы, высокого качества и скорости доставки, а также постоянного улучшения сервисов – от детальной проработки приложения до предоставления оборудованных примерочных в ПВЗ и внедрения постоплаты.

Вторым по объему онлайн-продаж и первым по динамике роста сегментом в 2024 году являются продукты питания (FMCG), что также соответствует мировым трендам. Перспективы дальнейшего роста категории остаются наиболее высокими. По итогам года объем онлайн-продаж в сегменте составил 1 270 млрд руб. (+54% г/г) или 12% от общего объема онлайн-торговли России. Количество заказов за 12 месяцев достигло 860 млн шт. (+41% г/г). 

Сегменты онлайн-ритейла по объему онлайн-продаж в 2024 году

 

В отличие от онлайн-рынка в целом, где показатель среднего чека продолжает снижаться (-7% г/г), по итогам 2024 года средний чек продуктового онлайн-ритейла увеличился на 10% г/г. Такая динамика вызвана рядом факторов. С одной стороны, продолжается постепенная трансформация потребительского поведения – приобретение продуктов онлайн стало частью повседневности покупателей. Эту же тенденцию подтверждает востребованность сервисов экспресс-доставки продуктов на дом. В то же время продукты питания – одна из наиболее быстро растущих в цене категорий. Более того, стратегия ритейлеров, нацеленных на оптимизацию затрат в условиях постоянного роста стоимости логистики и дефицита кадров, приводит к увеличению среднего чека за счет сокращения зон бесплатной доставки и повышения стоимости доставки в удаленные районы.

Продуктовый онлайн-ритейл: динамика онлайн-продаж, количества заказов
и среднего чека, млрд руб. | млн шт. | руб.


Продуктовый онлайн-ритейл характеризуется высоким потенциалом роста – особенно в крупных городах России. Из-за отсутствия выстроенной логистики со стороны ритейлеров и ее дороговизны главным преимуществом в развитии региональных рынков обладают витрины – партнерские сервисы, которые осуществляют доставку товаров ритейлеров. 

Актуальные тренды

Офисы
Склады
Ритейл
Гостиницы
Инвестиции
  • Объем ввода на рынке складской недвижимости превзошел все ожидания
    • Склады
    • Москва
    • Россия
    • 25 февраля 2025

    Объем ввода на рынке складской недвижимости превзошел все ожидания

    По итогам 2024 года объем ввода складских площадей совокупно по России составил более 4,9 млн кв. м, индикатор стал историческим максимумом и превысил результат 2023 года на 21%
  • Онлайн-операторы лидируют в структуре спроса на складском рынке
    • Склады
    • Москва
    • Россия
    • 21 февраля 2025

    Онлайн-операторы лидируют в структуре спроса на складском рынке

    Несмотря на сокращение в 2024 году объемов реализованного спроса на рынке складской недвижимости, онлайн-операторы второй год подряд сохраняют повышенную активность
  • Спрос со стороны инвесторов на покупку Light Industrial впервые превысил объемы ввода
    • Склады
    • Москва
    • Россия
    • 28 января 2025

    Спрос со стороны инвесторов на покупку Light Industrial впервые превысил объемы ввода

    Прошедший год стал годом повышенного внимания инвесторов к формату Light Industrial.  По данным девелопера коммерческой недвижимости Parametr объем запросов на приобретение таких помещений со стороны инвесторов за 12 месяцев 2024 года превысил 340 тыс. кв. м. В то время как, по подсчетам аналитиков консалтинговой компании IBC Real Estate, объем ввода по итогам 2024 года в Московском регионе составил 289 тыс. кв. м. Основная стратегия для инвестирования – долгосрочное владение объектом с целью организации арендного бизнеса. Такой подход может принести инвесторам высокую доходность – рост стоимости актива за время строительства (в среднем 12 месяцев) достигает 40%, после ввода объекта в эксплуатацию стоимость растет в среднем еще на 8% в год, доходность от арендных платежей – до 15% годовых
  • В Санкт-Петербурге прогнозируют рекордный ввод ТЦ
    • Ритейл
    • Санкт-Петербург
    • Россия
    • 10 апреля 2025

    В Санкт-Петербурге прогнозируют рекордный ввод ТЦ

    В 2025 году рынок торговой недвижимости Санкт-Петербурга может пополниться рекордным с 2013 года объемом новых качественных ТЦ
  • В новых ТЦ Москвы стало свободнее
    • Ритейл
    • Москва
    • Россия
    • 09 апреля 2025

    В новых ТЦ Москвы стало свободнее

    По итогам I кв. 2025 года уровень вакансии в торговых центрах столицы, открытых в 2023-2025 гг., вырос на 4 п.п. год к году и 27%
  • Более 85% новых международных брендов в России делают ставку на онлайн
    • Ритейл
    • Москва
    • Россия
    • 27 февраля 2025

    Более 85% новых международных брендов в России делают ставку на онлайн

    20 из 23 новых международных брендов, появившихся в России в 2024 году, активно развиваются в формате омниканальной модели – запускают собственные интернет-магазины, расширяют присутствие через маркетплейсы и специализированные мультибрендовые интернет-площадки
  • Отели 4* лидируют в столице
    • Гостиницы
    • Москва
    • Россия
    • 03 апреля 2025

    Отели 4* лидируют в столице

    На сегодня половину всего объема действующих гостиничных объектов Москвы составляют отели 4*, которые так же лидируют и по объему номерного фонда с долей 48%
  • Темпы ввода номеров в подмосковных отелях сократились в 5 раз
    • Гостиницы
    • Москва
    • Россия
    • 24 февраля 2025

    Темпы ввода номеров в подмосковных отелях сократились в 5 раз

    Объем введенных номеров в Московской области в 2020-2024 годах снизился на 80% по сравнению с результатами 2010-2014 годов, когда в Подмосковье в среднем открывались более 600 номеров ежегодно
  • Москва двукратно приросла отелями
    • Гостиницы
    • Москва
    • Россия
    • 18 декабря 2024

    Москва двукратно приросла отелями

    Объем нового строительства в сегменте гостиничной недвижимости в 2024 году превзошел результаты прошлого в два

Истории клиентов

Офисы
Склады
Инвестиции