IBC
0

Заграница нам поможет

Игроки российского рынка коммерческой недвижимости, ретейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства продолжают выходить в дружественные, и даже не очень, страны. Часть выходов, очевидно, вынужденная, и связана с полной или частичной релокацией российских команд, часть – продиктована растущей в этих государствах концентрацией также переехавших клиентов, еще часть – поиском новых возможностей на фоне сжатия бизнеса в России или путей для снижения санкционного давления.

С точки зрения развития бизнеса игрокам рынка недвижимости, прежде всего, интересен Казахстан – как страна, граничащая с Россией и член ЕЭС с относительно развитой экономикой, полагает Алексей Ефимов, генеральный директор IBC Real Estate. В качестве перспективных рынков для экспансии рассматриваются и Узбекистан, и Грузия, и Армения, и Киргизия – популярные направления, но, в большей степени, с временными целями, чтобы переждать «трудные времена».


“Жилые девелоперы и flex-операторы

довольно активно развиваются сейчас в ОАЭ, но тут важно разделять цели – ориентированы ли они на глобальный выход и освоение новых рынков или обусловлены лишь временной передислокацией бизнеса? – уточняет эксперт. – Если говорить об освоении новых рынков, то сейчас на них идет процесс зондирования предпринимательской активности и оценка возможностей. Мы, например, с интересом наблюдаем за большим всплеском активности на рынке квартир в ОАЭ, но насколько это направление станет долгосрочным для россиян – покажет время.”

Спад на российском рынке неизбежен, поэтому альтернативные возможности искать необходимо, говорит Алексей Ефимов. Активная экспансия российских компаний на зарубежные рынки – это положительный сигнал и перспективный вектор, уверен он. Однако здесь важно учитывать емкость и глубину этих рынков.


“Недвижимость, как правило, стремится не в страны,

а в конкретные города, – напоминает эксперт. – Уровень развития этих новых рынков и будет определять степень активности бизнеса в них. Например, в странах ближнего зарубежья слабо развита сервисная составляющая. В Турции – достаточно высокая инфляция и волатильность местной валюты – лиры, что заставляет инвесторов быть осторожными. В ОАЭ – очень жаркий климат и национальная специфика. При этом, отсутствие экспертизы по тому или иному региону можно восполнить своими «универсальными» наработками.” 

   
Не получится ли так, что, переняв «московскую международную» экспертизу, местные игроки оставят российских бизнесменов и специалистов не у дел – ведь именно по этой причине наши компании двадцать пять лет и не выходили в ряд бывших республик СССР?


“Такой риск, безусловно, есть,

– соглашается Алексей Ефимов, – Но консультанты и УК – это очень живучий бизнес, который держится на конкретных людях, их опыте и определенных ноу-хау. В любом случае, возросшее сегодня внимание к ранее «заброшенным» россиянами географиям, станет хорошим стимулом к их качественному развитию и запустит этот процесс. Конечно, возникает целый ряд базовых проблем. Это, собственно, открытие компании и финансовых счетов. Это и вопросы, связанные с движением капитала между разными юрисдикциями. И налогообложение. Это и сложности с переводом и переездом сотрудников, особенно с семьями, поиск жилья для них.” 



Источник: CRE

Актуальные тренды

Офисы
Склады
Ритейл
Гостиницы
Инвестиции
  • В каких городах России самый качественный шоппинг?
    • Ритейл
    • Москва
    • Россия
    • 11 ноября 2025

    В каких городах России самый качественный шоппинг?

    В структуре распределения российских городов по обеспеченности качественными торговыми площадями Москва занимает пятое место, Санкт-Петербург – седьмое, а лидирует в ТОП-10 – Самара
  • Регионы России показали рекордный ввод ТЦ
    • Ритейл
    • Москва
    • Россия
    • 07 октября 2025

    Регионы России показали рекордный ввод ТЦ

    По итогам трех кварталов 2025 года более половины объема введенных торговых центров пришлось на регионы России – 25 из 40 или 53% от общего объема
  • Аутлеты наполняются российскими брендами
    • Ритейл
    • Москва
    • Россия
    • 25 сентября 2025

    Аутлеты наполняются российскими брендами

    За 5 лет доля отечественных брендов в аутлет-центрах двух столиц составила почти половину от всего объема арендаторов. Уход в 2022 году международных игроков с российского рынка дал импульс к активному развитию локальных ритейлеров
  • Отели Санкт-Петербурга дорожают динамичнее московских
    • Гостиницы
    • Санкт-Петербург
    • Россия
    • 27 октября 2025

    Отели Санкт-Петербурга дорожают динамичнее московских

    Стоимость проживания в гостиницах Санкт-Петербурга стремительно растет: за год средняя цена на номер увеличилась на 17% и достигла рекордных значений, в то время как в Москве рост составил всего 6% г/г.
  • Отели приблизились к рекорду десятилетия
    • Гостиницы
    • Москва
    • Россия
    • 15 октября 2025

    Отели приблизились к рекорду десятилетия

    По итогам трех кварталов 2025 года в России открылось 25 гостиниц совокупным номерным фондом 5,2 тыс. номеров, что уже на 84% превысило результат за весь 2024 год
  • Люксовые отели Москвы выросли в цене
    • Гостиницы
    • Москва
    • Россия
    • 11 августа 2025

    Люксовые отели Москвы выросли в цене

    Несмотря на снижение количества иностранных туристов в России люксовые отели столицы продемонстрировали прирост стоимости почти на четверть

Истории клиентов

Офисы
Склады
Гостиницы
Инвестиции