По данным консалтинговой компании IBC Real Estate в 2024 году в Москве появилось 20 новых международных брендов. Совокупно за год ритейлеры открыли 32 магазина, которые расположились в 20 торговых центрах Москвы. При этом, торговая площадь, которую заняли новые игроки, составила лишь 6,1 тыс. кв. м, что оказалась в 15 раз ниже объема занятых площадей новыми игроками в 2023 году (93,9 тыс. кв. м).
По итогам этого года свои магазины в Москве открыли 20 из 23 новых международных брендов. Более половины (15 брендов или 75%) – это по-прежнему ритейлеры, реализующие fashion-продукцию. При этом, показатель снизился на 4 п.п. по сравнению с результатами предыдущего года, когда доля fashion-ритейлеров составила 79%. В этом году на рынок Москвы начали выходить бренды техники и электроники (15%) – например, TECNO и Baseus. Преимущественно, это бренды из Китая (30%) – например, Casarte и Dreame, а также Южной Кореи (20%) – например, JOSINY и LifeWork. Из Турции в этом году в Москвы пришли всего 3 новых бренда – в категории fashion Mai Collection и Les Benjamins (открытие первого магазина в ТЦ Авиапарк запланировано на конец декабря этого года), и Chakra – товары для дома. Для сравнения, в прошлом году на рынке появилось 10 турецких брендов.
Новые международные бренды, которые вышли в ТЦ и на улицы Москвы в 2024 году
Что касается темпов экспансии, то 20 новых международных брендов в 2024 году заняли всего 6,1 тыс. кв. м в ТЦ и на торговых улицах столицы. Всего было открыто 32 магазина, средняя площадь которых составляет 191 кв. м. Рекордсменом по количеству открытых магазинов является китайский бренд одежды и обуви Baasploa, который занял более 900 кв. м, открыв 7 магазинов. Все эти магазины были открыты в 20 ТЦ Москвы, что составляет 10% от всего количества качественных торговых центров столицы. Несмотря на умеренные темпы открытия магазинов и небольшую среднюю площадь занятых торговых пространств, новые международные бренды предпочли начать знакомство населения со своим товаром через наиболее популярные и знакомые потребителю торговые объекты. Так, 47% всех магазинов новых зарубежных марок в 2024 году были открыты в 5 торговых центрах, среди которых Авиапарк, Афимолл Сити, Саларис, Мозаика, Саларис и ГУМ.
В 2023 году на рынок Москвы вышел 21 новый международный бренд, т.е. на один больше, чем в этом году. За год они открыли 102 магазина (в 3 раза больше, чем в 2024 году), совокупной площадью почти 94 тыс. кв. метров, что в 15 раз выше результата текущего года. Однако большая часть открывшихся магазинов (63 магазина или 62%) и торговых площадей (79 тыс. кв. м или 77%) заняли 4 новых бренда Fashion and More Managment – Ecru, DUB, MAAG, Vilet – которые разместились в торговых пространствах испанского ритейл-гиганта INDITEX. По итогам 2024 года бренды, которые начали свою экспансию в 2023 году, занимают теперь в Москве 99,2 тыс. кв. м. Совокупно, площадь, которую заняли вновь пришедшие в Россию иностранные бренды за 2023-2024 гг. составляет 105,3 кв. м.
Ритейлеры стали все чаще расширять свое присутствие через онлайн-каналы, которые используются либо как часть омниканальной модели, либо в качестве единственного канала продаж. Это особенно характерно для ритейлеров, специализирующихся на технике и электронике, для которых необходимость в монобрендовом физическом магазине минимальна.
“Новые международные бренды
продолжают активно заходить на российский рынок, что говорит о привлекательности страны для зарубежных ритейлеров, а также высокой потребительской активности. Несмотря на умеренные темпы экспансии в 2024 году, компании занимают пространства в ключевых торговых объектах столицы, тем самым демонстрируют готовность к конкуренции с российскими игроками. В то же время российские игроки продолжают свое развитие – открывают новые магазины в регионах, где не были представлены ранее, и усиленно работают над повышением лояльности,” – резюмирует руководитель департамента исследований и аналитики компании IBC Real Estate, Екатерина Ногай.