В 2022 году международные бренды начали массово закрывать свои бутики в России. Доля потенциально вакантных площадей достигла своего пика – 2,3%. 29 торговых блоков различных международных брендов приостановили свою работу, но сохраняли витрины и вывески. На июль 2025 года 12 из них остаются приостановленными, 6 вакантны, 11 торговых помещений заняты новыми арендаторами.
Как изменились арендаторы на ключевых торговых улицах Москвы?
До 2022 года международные люксовые бренды были сосредоточены преимущественно на двух улицах – Петровке и Столешниковом переулке. В 2025 году доля люксовых арендаторов на этих двух улицах составила 36%, сократившись на 11 п.п. по сравнению с результатом 2021 года, когда их доля достигала 47%. В 2021 году на двух ключевых торговых коридорах арендовали помещения 43 ритейлера люксового сегмента, среди них, например, Brunello Cucinelli, Vacheron Constantin, Richard Mille и другие. В 2025 году их число на Петровке и Столешниковом переулке сократилось до 34, причем 11 из них приостановлены, то есть продолжают занимать торговые площади, однако не осуществляют продажу товаров в своих бутиках.
Из брендов люксового сегмента на Петровке и Столешниковом переулке продолжают арендовать площади, однако не осуществляют продажу товаров, Tourbillon, Harry Winston, Prada, Dior, HERMES, Louis Vuitton, Chanel, Brunello Cucinelly, Gucci, Tiffanny&Co, Van Cleef & Aries. Продолжают свою работу бутики Damiani, Fabiano Filipi, Salvatore Ferrogamo, Ulysse Nardin и другие. Все вышеперечисленные игроки присутствовали в России до 2022 года.
Среди новых арендаторов игроков люксового сегмента не так много: заместили международные ювелирные дома в БЦ Берлинский дом на Петровке новые арендаторы – Сluev, Shiphra, Liza Borzaya, Kohlenoire, Parure Atelier, ранее на их местах располагались Vacheron Constantin, Panerai, Roger Dubius и IWC. Кроме того, скоро на Столешниковом переулке – ожидается открытие люксового магазина MVST - собственной торговой марки ЦУМа.
Остальные игроки, которые занимают торговые помещения на Петровке и Столешниковом переулке, относятся к премиальному и среднеценовому сегментам: 12 STOREEZ, Ekonika, Namelazz, LN Family, Monochrome и другие. Также после ухода международных брендов началось стремительное развитие ресейл-игроков: магазины Oskelly, KM20, Nikita Efremov успешно функционируют в центральных локациях столицы.
Некоторые торговые помещения на Петровке и Столешниковом переулке все еще остаются вакантными после ухода международных игроков. Так, на месте быших Fendi, Cartier, Miu Miu и Piaget на Столешниковом переулке находятся пустующие площади. На текущий момент Столешников переулок является лидером по доле вакантных площадей – уровень вакансии здесь достигает 24%, когда в целом по 12 ключевым торговым улицам (Новый Арбат, Тверская, Петровка, Кузнецкий Мост, Никольская, Мясницкая, Маросейка, Покровка, Пятницкая и Камергерский, Столешников, Климентовский переулки) индикатор составляет 7,2%. На Петровке уровень вакансии составляет 7%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года индикатор увеличился на 1 п.п. г/г после освобождения площадей, которые были заняты Cartier.
Динамика доли свободных площадей на ключевых торговых улицах Москвы, %
“Показатель доли вакантных площадей в 2025 году сопоставим с уровнем
докризисного 2018 года. Темпы снижения вакансии замедлились, что связано с ограниченным количеством свободных площадей. В то же время с 2022 года мы видим структурные изменения на улицах. Значительно выросла доля общественного питания и fashion-ритейлеров.” – комментирует Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate.