IBC
0

Девелоперы выбирают районные ТЦ

По итогам первого полугодия 2025 года доля районных торговых центров в общем объем качественной торговой недвижимости Москвы составила 5%. За 10 лет показатель увеличился на 3 п.п.

Рынок торговой недвижимости Москвы продолжает трансформироваться. Все большей популярностью пользуются ТЦ районного формата – объекты арендопригодной площадью до 10 тыс. кв. м, расположенные непосредственно в жилых районах или в шаговой доступности от них. На конец июня 2025 года их доля в общем объеме качественных ТЦ Москвы составила 5%, что на 3 п.п. превысило показатель за аналогичный период 2015 года.

Динамика доли различных типов ТЦ Москвы по площади, 2015-2025 Q2, %


По итогам первого полугодия 2025 года в Москве было введено 95 тыс. кв. м качественной торговой недвижимости или 10 торговых центров, 6 из которых ТЦ районного формата – АФИ Галерея (GLA: 8,1 тыс. кв. м), Level Причальный в одноименном ЖК (GLA: 7,0 тыс. кв. м), Среда.Царицыно (GLA: 6,7 тыс. кв. м), Зернышко (GLA: 4,6 тыс. кв. м), Место встречи Алмаз (GLA: 3,9 тыс. кв. м), Галерея (GLA: 3,6 тыс. кв. м).

За 10 лет общий объем районных ТЦ вырос более чем в 3 раза – до 333 тыс. кв. м. В то время как объем более крупных ТЦ (окружного, регионального, суперрегионального форматов) увеличился всего в 1,3-1,5 раз. Таком образом, тренд на снижение средней площади ТЦ продолжает свое развитие: если в 2000-2015 показатель находился на уровне 35 тыс. кв. м, то в 2016-2025 снизился до 21 тыс. кв. м.

Подобные изменения рынка торговой недвижимости обусловлены сменой паттернов поведения в условиях ускорения темпов жизни. Развитие инфраструктуры города наряду со строительством новых ЖК, особенностью которых является создание «города в городе», позволяет жителям не покидая пределы своего района получать все необходимые товары и сервисы. Особую роль в сокращении размеров ТЦ сыграло стремительное развитие онлайн-ритейла, которое привело к снижению востребованности больших ТЦ традиционного формата. Потребители все чаще совершают покупки через интернет-магазины, что снижает необходимость посещения крупных торгово-развлекательных комплексов. Поэтому застройщики стремятся создавать районные ТЦ, которые находятся в шаговой доступности и предлагают потребителям разнообразный спектр услуг.

Районные ТЦ привлекательны и для инвесторов в связи с высокой окупаемостью в период экономических изменений. Важной характеристикой районных ТЦ выступает диверсифицированный состав арендаторов, в который входят продовольственные магазины, аптеки, предприятия бытового обслуживания и сферы развлечений. Кроме того, строительство районных объектов требует меньших инвестиций в объект. Более низкие капиталовложения снижают финансовые риски и повышают инвестиционную привлекательность объектов в условиях рыночной неопределенности.

“В условиях стремительного развития онлайн-ритейла

значительно меняется модель офлайн-потребления, что неизбежно трансформирует формат торговых центров. Тенденцией последних лет является уменьшение площади торговых объектов и трансформация форматов, на что указывает рост доли районных ТЦ. Девелоперы отдают предпочтение многофункциональным объектам небольшого формата, арендаторы которых удовлетворяют актуальные потребности жителей соседних районов,” – комментирует Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики компании IBC Real Estate.


Актуальные тренды

Офисы
Склады
Ритейл
Гостиницы
Инвестиции
  • В каких городах России самый качественный шоппинг?
    • Ритейл
    • Москва
    • Россия
    • 11 ноября 2025

    В каких городах России самый качественный шоппинг?

    В структуре распределения российских городов по обеспеченности качественными торговыми площадями Москва занимает пятое место, Санкт-Петербург – седьмое, а лидирует в ТОП-10 – Самара
  • Регионы России показали рекордный ввод ТЦ
    • Ритейл
    • Москва
    • Россия
    • 07 октября 2025

    Регионы России показали рекордный ввод ТЦ

    По итогам трех кварталов 2025 года более половины объема введенных торговых центров пришлось на регионы России – 25 из 40 или 53% от общего объема
  • Аутлеты наполняются российскими брендами
    • Ритейл
    • Москва
    • Россия
    • 25 сентября 2025

    Аутлеты наполняются российскими брендами

    За 5 лет доля отечественных брендов в аутлет-центрах двух столиц составила почти половину от всего объема арендаторов. Уход в 2022 году международных игроков с российского рынка дал импульс к активному развитию локальных ритейлеров
  • Отели Санкт-Петербурга дорожают динамичнее московских
    • Гостиницы
    • Санкт-Петербург
    • Россия
    • 27 октября 2025

    Отели Санкт-Петербурга дорожают динамичнее московских

    Стоимость проживания в гостиницах Санкт-Петербурга стремительно растет: за год средняя цена на номер увеличилась на 17% и достигла рекордных значений, в то время как в Москве рост составил всего 6% г/г.
  • Отели приблизились к рекорду десятилетия
    • Гостиницы
    • Москва
    • Россия
    • 15 октября 2025

    Отели приблизились к рекорду десятилетия

    По итогам трех кварталов 2025 года в России открылось 25 гостиниц совокупным номерным фондом 5,2 тыс. номеров, что уже на 84% превысило результат за весь 2024 год
  • Люксовые отели Москвы выросли в цене
    • Гостиницы
    • Москва
    • Россия
    • 11 августа 2025

    Люксовые отели Москвы выросли в цене

    Несмотря на снижение количества иностранных туристов в России люксовые отели столицы продемонстрировали прирост стоимости почти на четверть

Истории клиентов

Офисы
Склады
Инвестиции