Игроки российского рынка коммерческой недвижимости, ретейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства продолжают выходить в дружественные, и даже не очень, страны. Часть выходов, очевидно, вынужденная, и связана с полной или частичной релокацией российских команд, часть – продиктована растущей в этих государствах концентрацией также переехавших клиентов, еще часть – поиском новых возможностей на фоне сжатия бизнеса в России или путей для снижения санкционного давления.
С точки зрения развития бизнеса игрокам рынка недвижимости, прежде всего, интересен Казахстан – как страна, граничащая с Россией и член ЕЭС с относительно развитой экономикой, полагает Алексей Ефимов, генеральный директор IBC Real Estate. В качестве перспективных рынков для экспансии рассматриваются и Узбекистан, и Грузия, и Армения, и Киргизия – популярные направления, но, в большей степени, с временными целями, чтобы переждать «трудные времена».
довольно активно развиваются сейчас в ОАЭ, но тут важно разделять цели – ориентированы ли они на глобальный выход и освоение новых рынков или обусловлены лишь временной передислокацией бизнеса? – уточняет эксперт. – Если говорить об освоении новых рынков, то сейчас на них идет процесс зондирования предпринимательской активности и оценка возможностей. Мы, например, с интересом наблюдаем за большим всплеском активности на рынке квартир в ОАЭ, но насколько это направление станет долгосрочным для россиян – покажет время.”
Спад на российском рынке неизбежен, поэтому альтернативные возможности искать необходимо, говорит Алексей Ефимов. Активная экспансия российских компаний на зарубежные рынки – это положительный сигнал и перспективный вектор, уверен он. Однако здесь важно учитывать емкость и глубину этих рынков.
а в конкретные города, – напоминает эксперт. – Уровень развития этих новых рынков и будет определять степень активности бизнеса в них. Например, в странах ближнего зарубежья слабо развита сервисная составляющая. В Турции – достаточно высокая инфляция и волатильность местной валюты – лиры, что заставляет инвесторов быть осторожными. В ОАЭ – очень жаркий климат и национальная специфика. При этом, отсутствие экспертизы по тому или иному региону можно восполнить своими «универсальными» наработками.”
Не получится ли так, что, переняв «московскую международную» экспертизу, местные игроки оставят российских бизнесменов и специалистов не у дел – ведь именно по этой причине наши компании двадцать пять лет и не выходили в ряд бывших республик СССР?
– соглашается Алексей Ефимов, – Но консультанты и УК – это очень живучий бизнес, который держится на конкретных людях, их опыте и определенных ноу-хау. В любом случае, возросшее сегодня внимание к ранее «заброшенным» россиянами географиям, станет хорошим стимулом к их качественному развитию и запустит этот процесс. Конечно, возникает целый ряд базовых проблем. Это, собственно, открытие компании и финансовых счетов. Это и вопросы, связанные с движением капитала между разными юрисдикциями. И налогообложение. Это и сложности с переводом и переездом сотрудников, особенно с семьями, поиск жилья для них.”