На фоне активного замещения ушедших из России международных брендов и растущего интереса азиатских марок к российскому рынку аналитики IBC Real Estate проанализировали крупнейшие страны Азии и выяснили объем качественных торговых площадей и долю вакантных площадей в столицах. В мониторинг вошли столицы шести развитых, с точки зрения ритейла, стран: Пекин в Китае, Нью-Дели в Индии, Бангкок в Таиланде, Куала-Лумпур в Малайзии, Джакарта в Индонезии и одноименная столица Сингапура.
Результаты исследования показали, что по объему качественных торговых площадей Москва занимает второе место, уступая только Пекину, который превосходит показатель российской столицы более чем в 2 раза – на 56%, т.е. 6,5 млн кв. м в Москве против 14,8 млн кв. м в Пекине. При этом по состоянию на конец 2023 года численность населения Пекина составила 21,7 млн человек, превысив на 40% показатель Москвы 13 млн человек. Таким образом, разница по обеспеченности жителей этих двух столиц качественными торговыми площадями составляет 28%: в Пекине – 682 кв. м/ 1 тыс. жителей, в Москве – 493 кв. м/ 1 тыс. жителей.
Примечательно, что самый большой торговый центр Китая расположен не в Пекине, а в городе Дунгуань – это South China Mall, арендопригодная площадь которого составляет 660 тыс. кв. м. В Пекине самым большим ТЦ является Golden Resource Mall, или как его называют «Великая китайская торговая стена, арендопригодной площадью 560 тыс. кв. м. Для сравнения, самый большой ТЦ Москвы – Авиапарк с арендопригодной площадью 230 тыс. кв. м почти на 60% меньше.
Среди других стран, вошедших в исследование, самым близким по значениям к Москве оказался Сингапур, где объем торговых площадей ниже всего на 4%. Остальные азиатские столицы уступают Москве, как минимум, на 30%.
Рейтинг столиц по объему торговых площадей, доле вакантных площадей и
обеспеченности населения торговыми площадями
Наибольшая доля вакантных площадей в Азии наблюдается в столицах Индонезии и Малайзии – Джакарте и Куала-Лумпуре (21,4% и 18,7% соответственно). Уровень вакансии в Джакарте в четвертом квартале 2023 года снизился на 1,2 п.п. по сравнению с прошлым годом, что вызвано отсутствием нового строительства и высоким покупательским трафиком, однако вакансия там по-прежнему остается высокой – 21,4%. Высокий показатель вакансии также в торговых центрах Куала-Лумпура, что обусловлено ростом стоимости жизни, растущей инфляцией и медленным ростом заработной платы. В Бангкоке – столице Таиланда, напротив, зафиксирован рекордно низкий показатель за последние 5 лет – доля вакантных площадей в четвертом квартале 2023 года составила 3,1%, что связано с повышением покупательской способности населения на фоне падения цен на топливо и ростом туристического потока.
Объем ввода новых торговых площадей в Москве, по итогам 2023 года, составил 55 тыс. кв. м, что ниже показателя прошлого года на 50%. Самым крупным объектом, введенным в эксплуатацию в 2023 году, стал ТЦ Митино Парк арендопригодной площадью 27 тыс. кв. м. Несмотря на низкие темпы ввода новых торговых объектов, столица России по-прежнему обладает хорошим потенциалом с точки зрения покупательской способности и широким пулом качественных ТЦ, которые продолжают функционировать, запускать альтернативные форматы для повышения покупательского трафика, привлекать новые локальные и международные бренды. База уже существующих ТЦ в Москве, как показывает исследование, способно успешно конкурировать с другими азиатскими столицами. С появлением новых имен на российском рынке и развитием существующих брендов, хорошо знакомых аудитории, доля приостановленных магазинов в Москве по итогам 2023 года составила менее 1%, а вакансия не превысила уровень июля 2023 года – 12%.
“На фоне переориентации
бизнеса в сторону азиатских стран мы посчитали важным проанализировать именно эти рынки. Так, мы убедились в конкурентоспособности и привлекательности Москвы для международных инвесторов и, в частности, для ритейлеров. Несмотря на то, что в 2023 году мы увидели рекордно низкие показатели нового строительства, существующий фонд ТЦ столицы продолжает функционировать и набирать обороты после череды кризисов. В результате ухода из России многих международных брендов доля пустующих площадей составила 12%, что способствует дальнейшей экспансии азиатских ритейлеров на российском рынке,” – комментирует Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate.