IBC

Ритейл на центральных улицах Москвы адаптируется к новым реалиям

Несмотря на массовый исход международных брендов из страны, количество магазинов одежды/обуви на центральных улицах Москвы выросло почти на 10%

Компания IBC Real Estate провела мониторинг 12 основных торговых коридоров Москвы: ул. Тверская, Кузнецкий мост, Новый Арбат, Маросейка, Покровка, Петровка, Пятницкая, Мясницкая и Никольская, Столешников, Камергерский и Климентовский переулки.

На август 2023 года рынок центральных торговых улиц столицы стабилен и устойчив, структура арендаторов не претерпела значительных изменений. Доля свободных помещений на них составляет 13%, что меньше показателей прошлого года на 2 п.п. Снижение доли свободных площадей наблюдается на 7 из 12 улиц, так как новые арендаторы активно занимают свободные площади. Только на 4 улицах – Кузнецкий мост, Никольская, Петровка, Столешников переулок, где были представлены преимущественно премиальные иностранные бренды, наблюдается рост вакансии, который связан с уходом этих брендов из РФ (например Cartier, Piaget). На сегодняшний день потенциальная вакансия практически ушла с рынка, все еще не приняли окончательного решения о выходе из РФ менее 2% арендаторов.


Доля свободных площадей на ключевых торговых улицах в центре Москвы, %



В 2022 году большую часть приостановок (1,6% из 2,2%) составляли магазины одежды. Практически все из них по-прежнему остаются приостановленными поскольку все они относятся к люкс сегменту. Основное же сокращение приостановок связано с уходом брендов средней ценовой категории.

За год (с июня 2022 по июнь 2023 гг.) на ключевых улицах обновилось 8% арендаторов – это 71 магазин/ресторан. Половина из них произошли в рамках одного формата (например, на Мясницкой улице кафе «Вай Мэ» сменилось на «RA’MEN», «SOS cafe» – на «Kook»).


Все ротации

(с июня 2022 по июнь 2023 гг.)



Наибольшая часть (44%) изменений зафиксирована в категории «кафе/ рестораны/ бары/ клубы». Заведения общепита и развлечений с трудом переносят изменения потребительского поведения, переключение на сберегательную модель потребления, а также высокую конкуренцию. В силу технических характеристик помещений, взамен на этих площадях, открывались заведения аналогичного формата с новыми концепциями и идеями.


Наибольшее количество изменений арендаторов произошло на улицах: Тверская, Мясницкая, Покровка. На всех трех улицах чаще всего менялись «кафе/рестораны/бары/клубы». Больше всего ротаций (в количественном измерении) произошло на Тверской улице – 18 или 13% от общего числа арендаторов на улице. Например, бренд Oomph открылся на месте Lush, а российский ритейлер «Gloria Jeans» открыл свой флагманский магазин, где раннее располагался «H&M». Минимальные изменения по количеству арендаторов произошли в Климентовском переулке.


Также аналитики IBC Real Estate зафиксировали тренд на уменьшение среднего размера арендуемого блока: количество аренднопригодных блоков выросло за год на 2%, что связано с уходом крупных иностранных арендаторов и закрытием ряда флагманских магазинов.


Несмотря на массовый исход международных брендов из страны, количество магазинов одежды/обуви на 12 ключевых улицах Москвы выросло почти на 10%. На места закрывшихся магазинов приходят новые игроки. Так, например, на Кузнецком мосту закрылись Massimo Dutti и Zara, их пространства уже заняли Henderson и Maag.


“Стабильность и снижение доли

свободных площадей рынка сигнализируют о том, что ритейл на главных торговых улицах Москвы успешно адаптируется к изменяющимся условиям. На освободившиеся места активно приходят новые игроки. С точки зрения потребителей рынок стрит-ритейла не претерпел значительных изменений в связи с достаточно большим числом новых открытий в пределах одного и того же сегмента,” – комментирует Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate.

Актуальные тренды

Офисы
Склады
Ритейл
Гостиницы
Инвестиции
  • Fashion и кино уходят в онлайн
    • Ритейл
    • 16 июня 2025

    Fashion и кино уходят в онлайн

    Структурные изменения в сегменте розничной торговли трансформируют пространства ТЦ и подходы арендаторов
  • Онлайн-продажи набирают темп
    • Ритейл
    • Москва
    • Россия
    • 19 мая 2025

    Онлайн-продажи набирают темп

    85% россиян совершают покупки онлайн чаще 1 раза в месяц
  • Покупатели все чаще идут за продуктами в онлайн
    • Ритейл
    • Москва
    • Россия
    • 12 мая 2025

    Покупатели все чаще идут за продуктами в онлайн

    По итогам I квартала 2025 года объем онлайн-продаж в категории продуктов питания достиг 396 млрд руб., увеличившись за 5 лет в 2,5 раза
  • В Северной столице лидируют 4-звездочные отели
    • Гостиницы
    • 17 апреля 2025

    В Северной столице лидируют 4-звездочные отели

    На сегодняшний день более половины объема предложения гостиничных объектов Санкт-Петербурга представлено 4* гостиницами, доля номерного фонда в которых составляет 69%
  • Отели 4* лидируют в столице
    • Гостиницы
    • Москва
    • Россия
    • 03 апреля 2025

    Отели 4* лидируют в столице

    На сегодня половину всего объема действующих гостиничных объектов Москвы составляют отели 4*, которые так же лидируют и по объему номерного фонда с долей 48%
  • Темпы ввода номеров в подмосковных отелях сократились в 5 раз
    • Гостиницы
    • Москва
    • Россия
    • 24 февраля 2025

    Темпы ввода номеров в подмосковных отелях сократились в 5 раз

    Объем введенных номеров в Московской области в 2020-2024 годах снизился на 80% по сравнению с результатами 2010-2014 годов, когда в Подмосковье в среднем открывались более 600 номеров ежегодно

Истории клиентов

Офисы
Склады
Инвестиции