IBC

Заграница нам поможет

Игроки российского рынка коммерческой недвижимости, ретейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства продолжают выходить в дружественные, и даже не очень, страны. Часть выходов, очевидно, вынужденная, и связана с полной или частичной релокацией российских команд, часть – продиктована растущей в этих государствах концентрацией также переехавших клиентов, еще часть – поиском новых возможностей на фоне сжатия бизнеса в России или путей для снижения санкционного давления.

С точки зрения развития бизнеса игрокам рынка недвижимости, прежде всего, интересен Казахстан – как страна, граничащая с Россией и член ЕЭС с относительно развитой экономикой, полагает Алексей Ефимов, генеральный директор IBC Real Estate. В качестве перспективных рынков для экспансии рассматриваются и Узбекистан, и Грузия, и Армения, и Киргизия – популярные направления, но, в большей степени, с временными целями, чтобы переждать «трудные времена».


“Жилые девелоперы и flex-операторы

довольно активно развиваются сейчас в ОАЭ, но тут важно разделять цели – ориентированы ли они на глобальный выход и освоение новых рынков или обусловлены лишь временной передислокацией бизнеса? – уточняет эксперт. – Если говорить об освоении новых рынков, то сейчас на них идет процесс зондирования предпринимательской активности и оценка возможностей. Мы, например, с интересом наблюдаем за большим всплеском активности на рынке квартир в ОАЭ, но насколько это направление станет долгосрочным для россиян – покажет время.”

Спад на российском рынке неизбежен, поэтому альтернативные возможности искать необходимо, говорит Алексей Ефимов. Активная экспансия российских компаний на зарубежные рынки – это положительный сигнал и перспективный вектор, уверен он. Однако здесь важно учитывать емкость и глубину этих рынков.


“Недвижимость, как правило, стремится не в страны,

а в конкретные города, – напоминает эксперт. – Уровень развития этих новых рынков и будет определять степень активности бизнеса в них. Например, в странах ближнего зарубежья слабо развита сервисная составляющая. В Турции – достаточно высокая инфляция и волатильность местной валюты – лиры, что заставляет инвесторов быть осторожными. В ОАЭ – очень жаркий климат и национальная специфика. При этом, отсутствие экспертизы по тому или иному региону можно восполнить своими «универсальными» наработками.” 

   
Не получится ли так, что, переняв «московскую международную» экспертизу, местные игроки оставят российских бизнесменов и специалистов не у дел – ведь именно по этой причине наши компании двадцать пять лет и не выходили в ряд бывших республик СССР?


“Такой риск, безусловно, есть,

– соглашается Алексей Ефимов, – Но консультанты и УК – это очень живучий бизнес, который держится на конкретных людях, их опыте и определенных ноу-хау. В любом случае, возросшее сегодня внимание к ранее «заброшенным» россиянами географиям, станет хорошим стимулом к их качественному развитию и запустит этот процесс. Конечно, возникает целый ряд базовых проблем. Это, собственно, открытие компании и финансовых счетов. Это и вопросы, связанные с движением капитала между разными юрисдикциями. И налогообложение. Это и сложности с переводом и переездом сотрудников, особенно с семьями, поиск жилья для них.” 



Источник: CRE

Актуальные тренды

Офисы
Склады
Ритейл
Гостиницы
Инвестиции
  • Fashion и кино уходят в онлайн
    • Ритейл
    • 16 июня 2025

    Fashion и кино уходят в онлайн

    Структурные изменения в сегменте розничной торговли трансформируют пространства ТЦ и подходы арендаторов
  • Онлайн-продажи набирают темп
    • Ритейл
    • Москва
    • Россия
    • 19 мая 2025

    Онлайн-продажи набирают темп

    85% россиян совершают покупки онлайн чаще 1 раза в месяц
  • Покупатели все чаще идут за продуктами в онлайн
    • Ритейл
    • Москва
    • Россия
    • 12 мая 2025

    Покупатели все чаще идут за продуктами в онлайн

    По итогам I квартала 2025 года объем онлайн-продаж в категории продуктов питания достиг 396 млрд руб., увеличившись за 5 лет в 2,5 раза
  • В Северной столице лидируют 4-звездочные отели
    • Гостиницы
    • 17 апреля 2025

    В Северной столице лидируют 4-звездочные отели

    На сегодняшний день более половины объема предложения гостиничных объектов Санкт-Петербурга представлено 4* гостиницами, доля номерного фонда в которых составляет 69%
  • Отели 4* лидируют в столице
    • Гостиницы
    • Москва
    • Россия
    • 03 апреля 2025

    Отели 4* лидируют в столице

    На сегодня половину всего объема действующих гостиничных объектов Москвы составляют отели 4*, которые так же лидируют и по объему номерного фонда с долей 48%
  • Темпы ввода номеров в подмосковных отелях сократились в 5 раз
    • Гостиницы
    • Москва
    • Россия
    • 24 февраля 2025

    Темпы ввода номеров в подмосковных отелях сократились в 5 раз

    Объем введенных номеров в Московской области в 2020-2024 годах снизился на 80% по сравнению с результатами 2010-2014 годов, когда в Подмосковье в среднем открывались более 600 номеров ежегодно

Истории клиентов

Офисы
Склады
Инвестиции